Может отель получать звезды без «договорняков» и коррупции?

Для туриста традиционно существует главный маркер определения качества услуг отеля - звезды.

Благодаря системе категорий потребитель понимает, что в отеле с пятью звездами его ждет полный набор услуг, а в отеле с одной точно не стоит ждать швейцара и завтрака в постель.

Категоризация отелей - не обязательно процедура. Ее проходят в основном для рекламы заведения.

Пять звезд сделают отель примечательным для состоятельных и иностранных гостей, а твердые "двойка" или "тройка" предоставят потенциальным постояльцам уверенности в том, что их поселят в комнате без горячей воды и интернета.

С 2021 спрос на получение категорий значительно вырос за легализацию игорного бизнеса. Всего в Украине получили "звезды" 276 отелей и четверть из них сделали это только за последние три месяца.

Увеличение спроса закономерно, ведь теперь, имея определенное количество звезд, в отеле можно разместить казино или игровые автоматы и получать дополнительную прибыль.

Такая тенденция создала новые риски. Рано или поздно найдутся предприниматели, которые захотят получить "звезды" под игровые автоматы, не развивая гостиничную инфраструктуру, или должностные лица, которые за "лояльность" при категоризации собирать дополнительную плату.

Чтобы минимизировать коррупционные риски и поощрить владельцев гостиниц получать "звезды", в Украине взялись за развитие прозрачной системы категоризации.

Как в 2021 году отеля получить "звезду качества", чем новая система распределения категорий отличается от старой и системные проблемы планируют решить в ближайшее время?

Ранее для получения желаемой оценки владельцу отеля необходимо было обратиться в местный орган сертификации.

Представители этих предприятий проверяли номерной фонд, проводили обследования, консультировали и собирали документы. Пакет последних направлялся в специальную комиссию, которая принимала решение о предоставлении гостиницы категории.

Такой подход используют во многих странах, однако в Украине объективность рассмотрения документов вызвала сомнения. Дело в том, что представители органов сертификации и члены специальной комиссии были одними и теми же людьми.

Комиссия подчинялась Министерству экономики. В 2020 году эти полномочия у него забрали, передав их Государственному агентству развития туризма (ДАРТ), а 16 марта 2021 возобновили работу комиссии по присвоению звезд гостиницам.

Специальная комиссия теперь формируется не только из представителей компаний, занимающихся сертификацией, а из представителей различных организаций, включая участников рынка.

Сейчас в ее состав входят представители ДАРТ, Министерства культуры и информационной политики, Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей, представители общественности, специалисты гостиничной и туристической отраслей.

Теперь, если отель хочет получить звезду, он должен обратиться в органы сертификации, которые проконсультируют и соберут необходимые документы. Эти документы направят на рассмотрение комиссии ДАРТ, которая может предоставить категорию, отклонить заявку или отправить документы на доработку.

На доработку документов отель будет 14 дней.

Если заведение предоставит все фото и видео, подтверждающие наличие необходимых услуг, заявку рассмотрят повторно вне очереди. Сейчас чуть ли не на каждом заседании на доработку отправляют более половины заявок.

Если владелец гостиницы не соглашается с выводами, он может подать заявление комиссии по апелляциям, которая примет окончательное решение.